Главная > Внеучебная и социальная работа

Психологическое сопровождение и адаптация студентов

 
 
Познание – это начало благосостояния.
Познание – это начало здоровья.
Познание – это начало духовности.
Поиск и познание – начало всех начал.
Джим Рон
 
Кураторы направления «Психологическое сопровождение и адаптация студентов»
 
 
 
Лонская Лариса Владимировна
доцент кафедры педагогики и психологии ДПО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Малютина Татьяна Владимировна
доцент кафедры педагогики и психологии ДПО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
  • Приспособление к новой системе обучения.
  • Приспособление к изменению учебного режима.
  • Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов к обучению в ВУЗе выявляются следующие трудности:
  • Переживания, связанные с уходом из предыдущего коллектива;
  • Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  • Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
  • Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями;
  • Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности;
- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
-межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.