Главная > Новости

Академическая мобильность: достижения и проблемы перехода к массовой практике

03.10.2024
Всероссийская акция «Неделя без турникетов»
18.05.2024
Приглашаем принять участие в 1 Всероссийской молодежно-студенческой олимпиаде
25.04.2024
Вниманию членов ученого совета!
20.04.2024
Приглашаем на Единый день открытых дверей
07.03.2014

 

Развитие академической мобильности не предсталяется абсолютно новым для ОмГМА явлением. Профессора и преподаватели Омского медицинского института ещё в советское время неоднократно приглашались в качестве экспертов ВОЗ и преподавателей на медицинские факультеты университетов развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Всплески преподавательской мобильности в постсоветский период в 2000 - тысячные были связаны с участием ОмГМА в реализации двух образовательных проектов в рамках программы Европейской Комиссии ТЕМПУС. За шесть лет десятки преподавателей ОмГМА и врачей из Омска стажировались в престижных университетах Европы - университетах Страсбурга, Люксембурга, Бохума, Лилля, Ниццы, Рима. В свою очередь, наши зарубежные партнеры щедро делились опытом преподавательской и клинической работы в стенах академии и в базовых клиниках города Омска.

Студенты Омской государственной медицинской начали участвовать в международных обменах более 15 лет назад, то есть задолго до того, как переход к массовой академической мобильности стал обязательной составляющей образовательного процесса, а участие в мобильности было включено в один из основных показателей при аттестации вузов.

Интернационализация образования, возможность прохождения обучения частично в других вузах и за рубежом, теперь представляется необходимым условием подготовки современного специалиста.

Однако при всем том, что важность развития академической мобильности признается всеми уровнями и звеньями национальной системы медицинского образования, на пути развития массовой академической мобильности студентов и преподавателей ОмГМА, как в прочем и других медицинских и немедицинских вузов сегодня пока ещё сохраняется немало препятствий и нерешенных проблем.

В числе основных трудностей академической мобильности в первую очередь необходимо отметить языковый барьер. Мы должны честно признать, что уровень лингвистической подготовки студентов и преподавателей медицинских вузов, включая ОмГМА, оставляет желать лучшего и является чуть ли не основным препятствием в освоении обучающимися европейских образовательных программ и совместных исследований с зарубежными коллегами.

Возможность академической мобильности связана с реализацией совместных образовательных программ. В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 14 февраля 2008 г. №71, указывается на то, что «основные образовательные программы ВПО могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ». Однако, к большому сожалению, такой порядок до настоящего времени Минобрнаукой не установлен, а понятие «совместный диплом», подтверждающий факт освоения образовательной программы и получения соответствующей квалификации, вообще не фигурирует ни в одном нормативном акте!

Для осуществления индивидуальной академической мобильности не менее серьезной представляется практика перезачета периодов обучения, пройденных в других вузах. Федеральное законодательство делегировало решение этой проблемы самим вузам, всвязи с чем процедура признания, зачета периодов обучения, освоенных студентами в зарубежных вузах вызывает множество вопросов, как у преподавателей, так и у студентов. На уровне европейских университетов и в отечественном федеральном законодательстве понятие «эквивалентность» уже не используется. Это означат, что такие дидактические единицы как: наименование учебной дисциплины, объём отпущенных на её освоение часов уже исчезли. На смену старой парадигме пришла новая - связанная с компетентностным подходом, требующим не перезачет перечня и объёма изученных дисциплин, а сопоставление сформированных компетенций. Но если методика её реализации в объединенной Европе давно работает, у нас она пока вообще отсутствует как бы за ненадобностью.

Проблема академической мобильности, как студентов, так и преподавателей, конечно же связана с проблемой финансирования. В объединенной Европе эта проблема решается на уровне Евросоюза, через финансирование образовательных грантов в рамках программы ERASMUS +, на которую Еврокомиссия до 2020 годы планирует выделить 12 миллиардов евро. У нас, к сожалению, такие программы отсутствуют. В Статье 77 нового Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрен1 порядок финансирования лиц, проявивших выдающиеся способности путем «предоставления денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом». Но для такой страны, как Россия – это капля в море, которая никак не решит проблемы массовости академической мобильности.6

Состояние и проблемы академической мобильности в ОмГМА во многом отражают ситуацию в национальной системе медицинского образования в целом. Мы видим, что сложность задачи перехода к массовой мобильности во многом связана с недостаточной проработанностью правовового поля, финансовыми и языковыми проблемами, с которыми сталкиваются непосредственно сами участники академических обменов. Вместе с тем, нельзя не заметить, что мобильность во многом зависит от готовности к ней и мотивированности самих студентов и преподавателей. Впрочем, последнее всецело зависит как раз от всего коллектива и руководства вуза. И в этой связи следует подчеркнуть, что академическая мобильность сегодня стала ключевым направлением международной деятельности ОмГМА, ориентиром в развитии профессиональных связей с зарубежными партнерами, освоении мирового опыта в сфере высшего образования, привлечении иностранных специалистов и расширении экспорта образовательных услуг нашего медицинского вуза.

 

Акулинин В.А., Водолазский Н.Б., С.А.Писклакова