
10 октября Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health) с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств. Об этом мы и поговорили с заведующим кафедрой психиатрии, медицинской психологии нашего университета, доктором медицинских наук доцентом Григорием Михайловичем Усовым.
- Сколько людей в мире страдают психическими расстройствами? Угрожающая ли это цифра?
- По данным Всемирной организации здравоохранения, психические расстройства встречаются у 25-30% населения. Самая неправильная реакция в этой ситуации – схватиться за голову и начать считать людей вокруг себя (ведь каждый третий БОЛЕН психически!). На самом деле, точная интерпретация этих цифр следующая: в течение жизни у каждого третьего (каждого четвертого) человека в какой-то период времени будут отмечаться проявления того или иного психического расстройства. Причем в большинстве случаев речь пойдет о так называемом легком (точнее, пограничном) психическом расстройстве. Тяжелые психические расстройства встречаются на порядок реже. Например, риск заболеть шизофренией в течение жизни не превышает 1%.
Угрожающие ли это цифры? Судите сами. По данным двух наиболее известных в мире эпидемиологических исследований (США и Швейцария), риск развития депрессии в течение жизни достигает 17%, а тревожных расстройств – 23%.
- А можно ли проследить какую-то динамику?
- Что касается динамики распространенности психических расстройств, то считается, что истинная их распространенность остается достаточно стабильной. Об этом красноречиво свидетельствуют российские эпидемиологические показатели 1990-х годов: несмотря на сложное время, распространенность психических заболеваний существенно не изменилась. Изменение цифр, отражающих первичную заболеваемость и распространенность психических расстройств, связано, скорее всего, с изменением подходов к их выявлению и развитием новых форм оказания психиатрической помощи.
- После периода самоизоляции и других мер, связанных с ограничениями в распространении новой коронавирусной инфекции COVID-19, людей с психическими расстройствами стало больше?
- С момента введения ограничительных мероприятий, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, из разных стран стала поступать информация об увеличении числа обращений за помощью в связи с тревогой, депрессией и нарушениями сна. Речь идет примерно о двукратном увеличении числа обращений. Однако на самом деле в большинстве случаев речь шла не о развитии психических расстройств, а о дезадаптивных состояниях, не выходящих за пределы условно нормального реагирования. Так что говорить о скрытой эпидемии психических расстройств, спровоцированных пандемией COVID-19, не представляется возможным.
- Откуда берется психическая болезнь?
- В большинстве случаев психическая болезнь развивается в результате взаимодействия генетически обусловленной наследственной предрасположенности с неблагоприятными внешними факторами. Такие болезни медицина называет мультифакториальными. Про них важно знать следующее: риск развития заболевания у родственников больного выше чем в населении, однако он не является фатальным. Судя по всему, к мультифакториальным относится большинство «болезней цивилизации», например, сердечно-сосудистые заболевания, деменции с началом в позднем возрасте и т.д. В настоящее время активно ведется изучение генетических факторов, определяющих риск развития психических расстройств (например, исследования GWAS – полногеномный поиск ассоциаций), однако проблема мультифакториальных заболеваний заключается в принципиальной невозможности привязать их к определенным генам. Известные генетические аномалии, определяющие риск развития шизофрении, депрессии, болезни Альцгеймера и других заболеваний, могут «выстрелить», запустив болезнь, а могут пробыть всю жизнь в спящем состоянии и проявить себя через одно или два поколения.
С другой стороны, эти чрезвычайно значимые генетические детерминанты психических расстройств скрыты от взгляда обычных людей. Для обывателя дебют психического заболевания их родственника, как правило, связан с влиянием неблагоприятных внешних факторов, которые не являются достаточными для развития заболевания, но играют роль триггера (спускового крючка), запускающего дремлющие генетические механизмы.
- Григорий Михайлович, есть ли условия жизни, которые помогут сохранить психическое здоровье как можно дольше?
- Исходя из вышеизложенного, надежного способа профилактики развития психических заболеваний не существует. Тем не менее, психиатрия оперирует понятием «первичная психопрофилактика». Под ней понимается комплекс мероприятий, направленных на снижение риска пробуждения «дремлющей» наследственной предрасположенности. Для простоты понимания: сущность первичной психопрофилактики можно свести к общеизвестной аббревиатуре – ЗОЖ (здоровый образ жизни). Ведь на самом деле, вероятность развития всех хронических заболеваний (к которым относятся и психические расстройства) на 60% определяется образом жизни человека, на 30% - генетикой и лишь на 10% - уровнем и качеством медицинской помощи.
Пресс-служба ОмГМУ