Главная > Новости

5 СПОСОБОВ НАУЧИТЬ МОЗГ ЗАПОМИНАТЬ

18.05.2024
Приглашаем принять участие в 1 Всероссийской молодежно-студенческой олимпиаде
03.05.2024
Состоялось собрание ветеранской организации ОмГМУ, посвященное празднованию 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
03.05.2024
Поздравляем с успешным выступлением на конференции!
02.05.2024
В Омске прошла ежегодная XI Международная научно-практическая конференция по спортивной медицине им. А.В. Зимина
12.03.2024

Как студенту запомнить всё? Можно ли удержать в своей голове огромные массивы информации, чтобы сохранить не только до экзамена, но и дальше?
Важно понимать, что забывать - так же нормально для памяти, как и помнить. Не критикуйте себя за то, что не получается запомнить все и сразу. Информация «зацепится» в памяти, если она будет эмоционально значимой, периодически востребованной, образной, понятной и связанной с уже имеющимся багажом знаний.  Следующие рекомендации помогут выбрать нужное направление и учесть ключевые моменты.
 
Зубрить или(и) понимать
Материал, который нужно запомнить, поделить на части. Первая – та, которую нужно выучить наизусть, и вторая - та, которую нужно хорошенько понимать. Первая часть информации - это те факты, термины, формулы, определения и т.д., которые не требуют глубокого понимания, а только запоминания.
Для этой части информации можно использовать различные мнемонические приемы, такие как: акронимы (слово, составленное из первых букв других слов) аббревиатуры, визуальные образы, рифмы, истории. Эти приемы помогают создавать ассоциации между новой и знакомой информацией, упрощая ее запоминание.
Чем больше органов чувств и аспектов сознания использует наш мозг, тем проще запомнится информация.
 
В ритме памяти
Любой процесс имеет периоды подъема, пика и спада. Запоминание – не исключение. Для того, чтобы информация закрепилась и перешла в долговременную память, информацию повторяют по определенной схеме. Данная интервальная практика означает изучение нового материала в несколько подходов. Повторы делаются через продолжительные промежутки времени.
Новый материал в текстовом формате лучше перечитывать через день, а потом – через несколько дней, потом – через неделю. Один раз в месяц проводите самотестирование по пройденному материалу. Хорошо перемежать изучение двух или более тем, что будет помогать освежать в памяти каждую из них.
 
С толком, с чувством, с расстановкой
Вторая часть информации нуждается в тщательной проработке. Прочитывайте заучиваемый материал сосредоточившись на нем полностью, вдумчиво и внимательно. Рисуйте схемы, интеллект-карты, используйте стикеры и инфографику. Докапывайтесь до сути, представляйте образно то, о чем идет речь, где это находится, как функционирует, какие взаимосвязи имеет.
Для запоминания данной информации можно использовать воображение, сознательно увеличивая в голове нужный образ до гигантских размеров или окружая его чем-то неожиданным, запоминающимся. Чем ярче и неожиданней будет образ, тем вероятнее останется в памяти дольше.
Берите в помощники своих собратьев по экзамену – объясняйте друг другу, рассказывайте, критикуйте и спорьте. Эти методы помогают глубже проработать информацию, выделить ключевые идеи, установить связи между разными темами, применить теорию к практике, проверить свои знания и устранить пробелы.
 
Полезные трудности припоминания
Выделение ключевых идей, установление связей между разными темами, применение теории к практике. Читая конспект лекций или учебник останавливайтесь, чтобы задать себе следующие вопросы:
- Какие здесь основные понятия?
- Какие термины я не знаю?
- Как эти мысли соотносятся с тем, что я уже знаю?
Отвечайте, не заглядывая в текст. Примерно один раз в неделю устраивайте себе тестирование по последнему пройденному материалу и по тому, что изучали перед этим.
Чем труднее вспоминается материал, тем больше пользы в припоминании. Регулярная привычка припоминания на протяжении учебы избавит от зубрежки и авралов перед экзаменов.
 
Тренировка для ума
Чередование разнородных задач (к примеру, заучивание терминов и решение задач) позволяет развивать способность различать их, повторять важное, выделять общее, что есть между ними. Чем больше вы чередуете разных видов материала, тем более гибкими становится процесс переключения и извлечение нужной информации будет происходить быстрее. Это пригодится и на экзамене, и в реальной жизни, когда потребуется определить род проблемы, чтобы выбрать для нее верное решение.
 
Данные рекомендации носят общий характер, их необходимо адаптировать к разным предметам, учесть свои индивидуальные особенности, предпочтения и цели обучения. Постарайтесь создать себе необходимые условия для эффективной работы. Высыпайтесь, пейте больше воды, не забывайте про еду и перерывы. Способность к запоминанию не снижается во время перерывов, а только увеличивается.
Главное - находить интерес и удовольствие в процессе обучения и стремиться к постоянному развитию своих знаний и навыков.
Книги по теме: Тони Бьюзен «Супер-память», «Интеллект-карты»
П. Браун, Г.Рёдигер, М.Макдэниэл «Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки»
 
Психологическая служба ОмГМУ