Главная > Новости

7 апреля – день дерматовенеролога

08.07.2024
Состоялось торжественное вручение ежегодной премии губернатора Омской области «Семья года»
08.07.2024
Выездная приемная комиссия ОмГМУ в Кыргызской Республике
08.07.2024
«Диалог с доктором»: День борьбы с аллергией
08.07.2024
В нашем университете началась череда выпускных мероприятий
07.04.2022

Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии человека и сопутствуют всем этапам его развития, приобретая иногда характер своеобразных эпидемий. Первые описания поражений кожного покрова и видимых слизистых оболочек были даны ещё за несколько тысячелетий до нашей эры в Китае, Индии, Египте. Тогда же обсуждались возможные причины этих болезней, предлагались различные методы их лечения и профилактики. Естественно, что эти сведения были крайне примитивными, но они сыграли необходимую роль в формировании дерматовенерологии как научной дисциплины.
О том, как развивается сегодня это научное направление, – наш разговор с заведующим кафедрой дерматовенерологии и косметологии ОмГМУ, доктором медицинских наук Юрием Александровичем Новиковым.
 
- Юрий Александрович, расскажите, пожалуйста,  о научно-исследовательской деятельности кафедры.
- Научно-исследовательская работа кафедры проходит в двух направлениях, поскольку, как видно из названия кафедры, она специализируется на двух научных блоках. Часть исследований связана с патогенезом кожных заболеваний, в частности псориаза. Это заболевание достаточно распространено: 5-6% человеческой популяции болеют этим генетически опосредованным заболеванием.
В области венерологии мы занимаемся исследованием первой венерической болезни – сифилисом, изучаем различные клинические формы сифилитической инфекции. В последние  годы активно исследовали патогенез нейросифилиса и возможности совершенствования методов его диагностики, а до этого специализировались на изучении эндотелиальной дисфункции при  различных инфекциях, передающихся половым путем, в том числе и при сифилисе.
Большой объем исследований провели совместно с  учеными-терапевтами ОмГМУ – общий подход в изучении данной проблемы был очень продуктивен. При взаимодействии с коллегами-кардиологами много интересного почерпнули и при изучении патогенеза кардиоваскулярного сифилиса. Мы пришли к выводу, что бледная трепонема, как возбудитель данной инфекции, обладает еще и мощным вазотропным действием, нередко детерминированным генетически. Раньше очень часто описывали поражение сердечно-сосудистой системы при сифилисе, сейчас это встречается заметно реже, потому что интенсивное применение антибактериальных препаратов не дает ярко выраженную клиническую картину, но понятно одно: сифилис, даже если он эффективно пролечен, может оставлять свой негативный сердечно-сосудистый след в организме человека. Недаром описаны ситуации, когда у пациентов, перенесшие сифилис, дебют острого нарушения мозгового кровообращения возникает заметно раньше, чем у тех лиц, которые сифилисом никогда не болели.
 
- Это заболевание актуально для нашего региона?
- Сейчас мы наблюдаем окончание четвертой вспышки сифилиса. Она началась
 в конце 80-х годов, но оказалась беспрецедентно долгой и была самой мощной по количеству заболевших. По данным за прошедший 2021 год, уровень заболеваемости сифилисом в нашем регионе составляет уже всего 16 случаев на 100 тысяч населения. В 1989 году, когда сифилитическая эпидемия только стартовала, ситуация была иной: 4 случая на 100 тысяч населения. На стыке 1990-2000-х годов, в разгар эпидемии, мы фиксировали по 500 тысяч только впервые заболевших в год в нашей стране. И это только данные официальной статистики! Мы эту эпидемию победили. Но надо помнить, что с эпидемиологической точки зрения для данной инфекции характерна волнообразность течения, нередко связанная с социально неблагоприятными факторами. Так, первая вспышка пришлась на время Гражданской войны, вторая наблюдалась после Великой Отечественной войны, третья зародилась в застойные в 70-е годы, последняя разразилась в конце непростых 80-х. Если до этого все вспышки продолжались по 5-7 лет, то последняя длилась три десятилетия.   
 
- Назовите ТОП-3 стереотипов о профессии.  
- Самый распространенный стереотип: дерматовенеролог – это легкая специальность, поскольку наши пациенты и не излечиваются, и не погибают. Действительно, летальных исходов у нас не наблюдается, при этом не всех пациентов мы можем излечить полностью. В этом есть правда жизни, но только отчасти.  Многие кожные заболевания действительно пока нельзя излечить, потому что мы не до конца понимаем причины их  возникновения. Возьмем, например, псориаз. Надо сказать, что тот, кто откроет причину его возникновения, наверняка получит Нобелевскую премию по медицине. Пока же это не удалось сделать никому.  Сейчас нам доподлинно известно, что это иммуноассоциированное заболевание, к тому же с доминирующей  ролью генетических факторов, и вся медицинская помощь направлена на то, чтобы сохранить для пациента необходимый уровень качества жизни.
В последние годы мы получили возможность применять самые современные методы для лечения, и прежде всего того же псориаза. Речь идет о генно-инженерной биологической терапии, препаратах, которые влияют на цитокиновый статус, что позволяет держать заболевание «в узде». Это препараты с иммунной активностью.  Более того, если сначала речь шла о введении препарата внутривенно с помощью специального инфузомата, то дальнейшее развитие технологий позволило вводить препарат внутривенно без всяких автоматических приспособлений. Далее появились  препараты, которые можно вводить внутримышечно, следом – препараты, которые можно вводить подкожно. Появились уже и таблетированные формы. Не удивлюсь,   если через какое-то время появится препарат, который можно будет вводить эндоназально. В этой ситуации ничто не будет влиять на качество жизни пациента, он даже не будет привязан к лечебному учреждению.
Второй миф заключается в том, что, как говорят некоторые, дерматологи лечат только мазями. На самом деле у нас в арсенале далеко не только средства наружной терапии, что видно и из сказанного мной выше. Просто эти средства являются самыми популярными, так как основной доле наших пациентов достаточно лечения именно на амбулаторном этапе.
Третий миф, распространенный в основном у студентов, говорит о том, что поставить диагноз и выучить нашу дисциплину невозможно. Как это сделать, если «все красное и все чешется»? Действительно, со стороны дерматолога требуется тщательный визуальный осмотр пациента. Если в других областях медицины часто и эффективно используются клинико-инструментальные методы диагностики, то в работе врача-дерматовенеролога многое зависит именно от визуального осмотра всех морфологических элементов и их верной оценки. Для нас важны даже цветовые оттенки элементов сыпи, их локализация. Врач-дерматоненеролог должен превратить свой мозг в своего рода компьютер.  Сфера наших интересов – более двухсот кожных и венерических заболеваний, а если учитывать их клинические разновидности и атипичные формы, то значительно больше.  А уже при первом контакте с пациентом врач должен понять, под какое заболевание попадает данная клиническая картина. Причем морфологические элементы эволюционируют, что тоже надо обязательно учитывать.  Мы всегда обращаем внимание врачей и студентов на тщательный сбор информации при формировании истории болезни.
Еще один миф – диагноз кожных заболеваний можно поставить по телефону или по фото. Мы иногда прибегаем к таким вариантам, когда нет возможности проконсультировать иначе. Но, повторюсь, для точного диагноза, а следовательно и адекватной терапии всегда необходим личный визуальный осмотр.
 
- Можно ли говорить о том, что дерматовенерология – наука самостоятельная?  Не находится ли она на стыке разных научных дисциплин?
– Дерматовенерология – наука интегративная. Чтобы понять причину высыпаний на коже, необходимо хорошо ориентироваться и в клинике  внутренних болезней. Не случайно китайцы говорят, что кожа – зеркало организма. И китайская медицина не  лечит отдельно кожные покровы; они привязывают это к внутреннему патологическому процессу. Безусловно, в этом есть рациональное начало. Очень часто дебют заболевания или его дальнейшие обострения бывают спровоцированы психоэмоциональными перегрузками. А как с ними эффективно бороться в наше стремительное время? Мы, конечно, даем свои рекомендации, но не всегда людям удается их выполнить. Нередко приходится говорить пациентам, что им необходима консультация невролога, психолога или психотерапевта параллельно с лечением кожного заболевания. Бывает, что предварительный диагноз сахарного диабета пациенту впервые озвучиваем именно мы. Немалая часть дерматозов связана и с патологией желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы. Тот же упомянутый выше сифилис, в зависимости от той или иной своей формы, требует привлечения самых разнообразных специалистов – от неонатологов до кардиологов. Мы, таким образом, стараемся подходить к рассмотрению болезни комплексно.  
 
- С какими заболеваниями к дерматовенерологу обращаются чаще всего? Какие встречаются редко?  
- К распространенным относятся заболевания группы аллергодерматозов: атопический дерматит, аллергический и простой контактный дерматиты, различные формы экземыкрапивница, токсикодермия и другие. Широко распространены псориаз, о чем я уже упоминал, некоторые виды вирусных, грибковых и бактериальных поражений кожи.
Редким заболеванием считается, например, буллёзный эпидермолиз – это тяжелое генетическое заболевание, которое проявляется с первых дней жизни ребенка. Вот как раз сегодня к нам приехали с рабочим визитом специалисты из Москвы по линии благотворительного фонда «Дети-бабочки». Они занимались  клиническим осмотром ребятишек, которые страдают этим заболеванием. Их называют  хрупкими детьми: при малейшем контакте с предметами материального мира у них  возникают повреждения кожи, которые длительное время не заживают.   Такие заболевания пока неизлечимы, потому что «поломка» идет на уровне гена. И мы видим только последствия этих процессов. Наша задача в этом случае  – повысить качество жизни ребенку, сделать все, чтобы облегчить или свести на нет их страдания.
 
Пресс-служба ОмГМУ