Главная > Новости

День неонатолога

08.07.2024
Состоялось торжественное вручение ежегодной премии губернатора Омской области «Семья года»
08.07.2024
Выездная приемная комиссия ОмГМУ в Кыргызской Республике
08.07.2024
«Диалог с доктором»: День борьбы с аллергией
08.07.2024
В нашем университете началась череда выпускных мероприятий
05.04.2022

 
Ежегодно 5 апреля свой профессиональный праздник отмечают врачи-неонатологи. Неонатолог – это первый врач в жизни каждого человека, это специалист, который наблюдает и лечит новорожденных детей. Именно им мамы доверяют самое дорогое и ценное.
О специальности, ее социальной значимости и истории становления рассказывает кандидат медицинских наук, врач анестезиолог-реаниматолог, неонатолог, доцент кафедры акушерства и гинекологии №1 ОмГМУ, профессор РАЕ Александр Юрьевич Смагин.
– Период новорожденности – это время адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения, – рассказывает А.Ю. Смагин. – Это один из самых важных и значимых периодов в жизни человека, а неонатология – область медицины, которая занимается развитием и физиологией новорожденных, их патологическими состояниями и болезнями.
ХХ век во всем мире ознаменовался огромным снижением смертности детей на первом году жизни. В начале века даже в самой передовой в этом отношении Норвегии умирал, не дожив до года, каждый 12-й ребенок, во Франции – каждый седьмой, в Германии – каждый пятый, а в России – каждый четвертый. В 1901 году коэффициент младенческой смертности в России был – 298,8 на 1000 новорожденных.
Младенческая смертность является во всём мире показателем  уровня социального и финансового благополучия. Сейчас немало стран, в которых на первом году жизни умирает не более 3-5 младенцев на 1000 родившихся. Радует то, что современная Россия по этой статистике близка к развитым странам с показателем 4,6 промилле, а не к развивающимся, как было в недалеком прошлом. Омская область к исходу 2021 года подошла к своему историческому минимуму с показателем 3,8 и находится сейчас в лидерах по этому показателю в РФ. Безусловно, огромная заслуга в этом врачей-неонатологов оказывающих помощь новорождённым именно в ранний неонатальный период.
Неонатолог занимается не только патологией, но и здоровьем новорожденных. Если во время внутриутробного развития были выявлены какие-либо проблемы, врач-неонатолог может вести беременность совместно с акушером-гинекологом. Сразу же после родов неонатолог осматривает и оценивает состояние новорожденного по шкале Апгар, определяет физиологические рефлексы, выявляет видимые повреждения, или признаки заболеваний. Неонатолог также занимается выхаживанием малышей, родившихся раньше срока.
Период новорожденности имеет специфические особенности, поэтому на этого специалиста накладывается большая ответственность. Правильный уход за ребенком и рациональное грудное вскармливание облегчает адаптацию новорожденного к новым условиям существования, обеспечивают его правильное развитие и способствует предупреждению многих патологических состояний и заболеваний. От того, как быстро и качественно пройдет адаптация новорожденного, зависит степень функциональной и физиологической полноценности организма ребенка в дальнейшем.
Неонатология – это одна из самых молодых медицинских наук, ветвь акушерства и педиатрии. Для формирования этой науки было очень много сделано в XIX веке акушерами, которые активно совершенствовали выхаживание новорожденных и значительно снизили неонатальную смертность. Официальной датой рождения науки считается 1922 год, когда в одно из американских издательств напечатало первый учебник о методах лечения новорожденных для медицинских вузов. В 1952 году Вирджиния Апгар предложила свою шкалу в качестве средства оценки состояния новорожденного при рождении и теперь эта фамилия является самой часто произносимой в мире. Однако, активно неонатология начала развиваться только с 1960 года, после изобретения и внедрения в педиатрическую практику аппарата искусственной вентиляции легких.
– Как произошло Ваше знакомство со специальностью? Когда решили стать ее частью?
– Более тридцати лет назад, еще учась в институте, я познакомился со специальностью неонатология и начал подрабатывать медицинским братом в отделении патологии новорожденных тогда еще Детской Клинической Больнице №8 г.Омска. В то далекое советское время, студентам медицинских вузов разрешалось официально работать в должности среднего медработника после третьего курса. Союз распался в начале «лихих» 90-х, а кафедральные работники разъехались по разным странам, ушли в бизнес или на высоко оплачиваемую работу. 
Моими учителями в институте и в период врачебной практики были первые микропедиатры (так раньше до 1986 года называли неонатологов). Это Коцерова Галина Александровна, Селищ Инна Евгеньевна, Белослюдцева Людмила Никандровна, Талызина Нона Константиновна, Елгина Лилиана Петровна, Кмито Наталья Леониловна. А самыми первыми интенсивистами в области неонатологии в то время в Омске были мои первые заведующие Мельне Игорь Олегович, Николаев Сергей Владимирович и Чернышев Андрей Кириллович, впоследствии ставший научным руководителем моей диссертации. Плеяда замечательных врачей, посвятивших свою жизнь развитию неонатологии в нашем городе. И я горжусь тем, что учился у них и работал с ними.
Это уже потом, в начале нулевых, в период защиты диссертации, личное знакомство с известными российскими учеными Шабаловым Николаем Павловичем, Пальчиком Александром Бейнусовичем, Байбариной Еленой Николаевной, Романенко Владиславом Александровичем и учеными мировой величины профессорами Джеймсом Тулли, Алан Джоуб, а также многими другими специалистами из Израиля, Великобритании, США, Швеции изменило представление о терапии новорожденных и недоношенных детей.
С этого времени российская неонатология претерпела значительную перестройку и рекрутиризацию молодых специалистов. Это позволило сократить младенческую смертность за последние 20 лет практически в 3 раза, что не удавалось ни в 70-е, ни в 90-е годы.
В тех же «нулевых» мои друзья и коллеги из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Нижневартовска (Ионов О.В., Мостовой А.В., Пруткин М.Е., Романенко К.В., Фомичев М.В.) создали беспрецедентную альтернативу обучения неонатальных специалистов, минуя российские консервативные кафедры с приглашением знаменитых ученых со всего мира. После долгого застоя в российской медицине, в том числе и в неонатологии, появление свежей информации из-за рубежа воспринималось как глоток воздуха. Обсуждение насущных вопросов на конференциях, в кулуарах и на интернет-форумах, а затем работа над методическими протоколами по различным заболеваниям, в которых я принимал непосредственное участие, привело к значительному изменению представления о здоровье новорожденного и ребенка грудного возраста.
На современном этапе развития неонатальной медицины Россия, наконец, признана полноправным членом Всемирной Организации Здравоохранения, так как с января 2012 года мы стали официально регистрировать и выхаживать младенцев начиная с 22 недель гестационного возраста и массой тела более 500 грамм при рождении.
– И это, безусловно, принесло результаты.
– Конечно! В большинстве регионов России к началу 10-х годов произошло увеличение рождаемости. Сократилась инвалидизация детей перенесших гипоксию в родах, так же, как и выздоровление недоношенных детей с респираторным дистресс-синдромом (РДС) с положительными неврологическими исходами, которым применялись современные технологии, такие как заместительная сурфактантная терапия и неинвазивная вентиляция легких через назальные канюли. Детские отделения перинатальных центров и родильных домов российских городов в настоящее время оборудовано самой современной аппаратурой для выхаживания маленьких пациентов, применяется тактика охранительного режима взятые у древних народностей («гнездо», «гамакотерапия», метод «кенгуру») в трехстенном кувезе и реанимационных системах с водяным матрасиком.
Существующая вот уже больше 25 лет Ассоциация Специалистов Перинатальной Медицины (РАСПМ) возглавляемая еще одним замечательным столичным неонатологом Володиным Николаем Николаевичем, «оголившим» еще в 90-х годах проблемы российской неонатологии, сейчас работает в полную силу. А в 2013 году была организовано ещё и Российское общество неонатологов в организационный совет которого входят ведущие практикующие неонатологии нашей страны. Под эгидой РАСПМ  и РОН, выпущены приказы регламентирующих деятельность персонала неонатальных отделений, а также множество методических руководств и клинических рекомендаций от МинЗдрава России.
Врачи-неонатологи и неонатальные реаниматологи заслуженно признаны самой передовой кастой в мировой медицине. Таким количеством сложнейшей аппаратуры, которую применяют в повседневной практике неонатологии, пользуются, наверное, только в кардиохирургии.
Инкубаторы с сервоконтролем, пульсоксиметры, капнографы, кардиореспираторные и дыхательные мониторы, перфузоры, лампы фототерапии, аппараты искусственной вентиляции легких с осцилляторным высокочастотным, триггерным, потоковым и гарантированным объемным режимами. Врач неонатальной реанимации может свободно манипулировать с более чем 15-ю комбинациями этих режимов и разбираться в нескольких десятках функциональных и лабораторных показателях.
Однако российская и мировая наука не стоят на месте. Ежегодно в мире проводятся десятки тысяч исследований в области неонатологии. Исследователи испытывают современные лекарства, отрабатывают новые режимы и методики вентиляции легких с целью уменьшить повреждение на развивающуюся дыхательную систему младенца, с целью улучшения качества когнитивных способностей недоношенных, применяется семейно-ориентированное выхаживание начиная с отделения реанимации новорождённых.
– Говорят, что любая специальность держатся на авторитетах. Вы разделяете эту точку зрения?
– Мы часто наблюдаем уникальные случаи становления кафедры, связанные с авторитетом одного специалиста. Нельзя не вспомнить педиатрическую кафедру Валентины Павловны Бисяриной, или курганского Гавриила Абрамовича Илизарова, ученики которого после его смерти так и не смогли превзойти своего учителя в травматологии. Основателя детской реаниматологии Виктора Аркадьевича Михельсона и основателя российской респираторной терапии Зильбера Анатолия Петровича, или профессора Федорова, Леонида Рошаля и многих других.
В 2002 году на IX съезде анестезиологов в Омске мне посчастливилось познакомиться со «столпами» российской детской реаниматологии с В.Л. Кассилем, В.А. Михельсоном, А.П. Зильбером, А.П. Колесниченко, И.Ф. Острейковым, Е.В. Девайкиным, А.У. Лекмановым. В институте я учился по их учебникам! А большинство монографий написанные ими были настольными книгами в начале моей практики. Все эти уважаемые и любимые своими учениками Врачи с большой буквы, имели авторитарное делопроизводство, вырастив плеяду замечательных врачей себе подобных, и возвысившие свою специальность до высот мирового уровня.
Как говориться, «метод хорош в руках автора…». Поэтому много зависит от практики, которую мы проходим в течение жизни, знаний, получаемых в течение практики, интуиции, заработанной во время практического опыта на основе ежедневного учебного процесса.
Не могу не отметить, что все, кто прикоснулся к таинству профессии неонатолога и ее постиг, остаются с нею навсегда! Не знаю человека, работающего в области неонтологии, жалующегося на усталость или выгорание! Только энергия, позитив и горящие глаза! Нет более глубокого удовлетворения, чем сохраненная жизнь!
 
Пресс-служба ОмГМУ