20.12.2024
Состоялось заседание Омской региональной общественной организации «Омский совет ректоров»
В Омской области активное участие в подготовке медицинских кадров принимает Омский государственный медицинский университет, который на базе Учебно-методического центра бережливых технологий в здравоохранении реализует различные программы повышения квалификации медицинских специалистов, направленных на внедрение принципов пациентоориентированности в поликлиниках и больницах региона. В рамках семинара повышения квалификации на тему «Бережливое здравоохранение: совершенствование навыков управления медицинской организацией» выступление специалиста по учебно-методической работе Учебно-методического центра бережливых технологий в здравоохранении», к.м.н., доцента Зульфии Байтуяковны Тасовой было посвящено обзору практик внедрения бережливых технологий в регионах Российской Федерации. Использование различных инструментов бережливого производства позволяет выявить имеющиеся проблемы и предложить наиболее эффективные мероприятия по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Материалы коллег из других регионов можно использовать в качестве образцов для внедрения процессов в медицинских организациях Омской области.
Материалами для доклада поделились специалисты из Рязанской, Саратовской, Тюменской, Оренбургской областей, а также Забайкальского края – участники программы «Лидер 2.0», курируемой Министерством здравоохранения РФ и ГУ «Росатом», которые выступали в качестве экспертов по программе повышения квалификации «Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения на основе принципов бережливого производства» («Лидер 3.0») в процессе подготовки специалистов из Донецкой и Луганской Народных республик.
Коллеги представили свои наиболее яркие проекты совершенствования организации деятельности поликлиник. Так, М.А. Артемьева из Рязанской области представила проект «Эффективная регистратура: бережливая личность в бережливом пространстве», в котором в качестве новаторства было предложено сочетание организационных изменений с психологическим сопровождением. В конечном итоге выявление и преодоление психологического сопротивления, коррекция и повышение лояльности и вовлеченности сотрудников уже на начальных этапах работы по внедрению элементов бережливого производства.
В Саратовской области Ю.Н. Беляевой были показаны результаты проекта «Моя поликлиника», где успешно были достигнуты критерии первого уровня «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»: для трех потоков посетителей поликлиники были выделены отдельные входы, организованы эффективная навигация и система информирования пациентов. Кроме этого, ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 2» приняла участие во внедрении передового опыта работы г. Москвы по модернизации оказания амбулаторно-поликлинической помощи: разработана маршрутизация пациентов терапевтического профиля, организован отдельный прием пациентов с признаками ОРВИ. Дежурный врач ведет прием пациентов в поликлинике после выписки из стационара для оформления рецептов, прием первичных пациентов без записи, оформляет продление листов нетрудоспособности, санаторно-курортных карт, справок, тем самым, исключая очереди перед кабинетом врача. Особенностями стали организация работы дежурной бригады оказания медицинской помощи на дому в период с 08:00 до 20:00, прием пациентов с сочетанной патологией дежурным терапевтом три раза в неделю и (при необходимости) их обслуживание на дому два раза в неделю.
В Забайкальском крае В.В. Бобровичем было уделено внимание значительному числу пациентов, которые записались на прием к врачу и не явились на него (23% от записавшихся). С целью минимизации этих потерь было предложено перенести проведение предварительного обзвона законных представителей пациента на вторую половину дня с 14-00 до 18-00 накануне записи к врачу, а также организовать сбор информации в МИС «Ариадна» по наличию двух номеров телефонов для оповещения о предварительной записи. Все вышеперечисленное привело к снижению доли записавшихся и не явившихся пациентов до 6,3% (целевой показатель 5,0%).
Еще один проект коллег из Читы продемонстрировал результаты по перераспределению нагрузки на врачебный и средний медицинский персонал с целью увеличения показателей охвата диспансеризацией и профилактическими осмотрами взрослого населения. Итогом проведенной работы стало дополнительное высвобождение 17% времени врача и 30% времени медицинской сестры на прием пациента, что приведет к повышению удовлетворенности качеством медицинской помощи. Также проектом предусмотрено усиление информационной работы с населением через социальные сети, сайты организаций, печатные издания города.
Коллегой из г. Тюмени А.А. Курмангуловым было предложено создание универсальной станции «Здоровье - и точка!» для самообследования пациентов при онлайн-консультации. Новаторством проекта послужила разработка универсального стандарта обследования/самообследования пациента, в том числе с использованием роботизированного опросника. При создании протокола осмотра в МИС на станции «Здоровье - и точка» все физикальные данные пациента переходят в шаблон медицинского документа врача, тем самым уменьшается время на приеме, затрачиваемое врачом и медицинской сестрой на оформление медицинской документации и физикальный осмотр.
В Оренбургской области проект В.А. Ионова «Увеличение охвата скринингом на раннее выявление колоректального рака в процессе проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения» выявил проблему в виде длительного ожидания приема врача, связанное с совмещением приема плановых пациентов и пациентов, пришедших на диспансеризацию и профилактический осмотр. Кроме этого, сложностями были отсутствие графика транспортировок биологического материала, что приводило к риску неверного результата анализа. Для решения вышеуказанных проблем был предложен обзвон граждан по списку специалистами кабинета медицинской профилактики с целью приглашения на прием, определен график транспортировки биологического материала в КДЛ. В случае получения положительных результатов на наличие колоректального рака врач-онколог поликлиники делает заявку на видеоконсультацию со специалистами онкологического диспансера в течение 1-3 дней с целью определения плана лечения пациента.
Еще один проект, успешно реализованный в Оренбургской области, посвящен созданию объединенной участковой службы. Все прикрепленное население было разделено на три группы, определен объем документооборота и цели посещения в каждой группе. Оказалось, что лица, относящиеся к первой группе, составляют 91 % населения, они не имеют инвалидности и могут посещать поликлинику, работа с данной категорией имеет наименьший документооборот, в отличие от лиц, относящихся к третьей группе. С учетом всех особенностей было проведено дифференцирование должностей специалистов с перераспределением нагрузки без изменения времени работы в поликлинике. В конечном итоге было высвобождено несколько должностей врачей, которые могут проводить прием по оказанию иных видов медицинской помощи.
В заключение хотелось бы поблагодарить коллег за предоставленные материалы и выразить надежду на продолжение взаимообмена наиболее успешными проектами в целях повышения оказания эффективности медицинской деятельности!
Специалист по УМР УМЦ бережливых технологий в здравоохранении,
доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
к.м.н. Зульфия Байтуяковна Тасова