D
A
G
C
E
I
B
Главная > Образование > Стоматологический факультет > Кафедры стоматологического факультета > Иностранных языков

Историческая справка

 
 
 
       
 
 
 
С начала реализации высшего медицинского образования в Омском мединституте в числе специальных дисциплин преподавался латинский язык, на который отводилось 30 часов. Первым преподавателем был Вениамин Ефимович Клячкин (1921–1933 гг.), принимавший непосредственное участие в организации вуза. Одновременно с преподаванием латинского языка Вениамин Ефимович был ассистентом кафедры гигиены.
В связи с тем, что в период становления мединститута существовала нехватка учебной литературы, заведующие курсами и преподаватели сами составляли учебно-методические пособия и словари-минимумы, подбирали тексты и упражнения к ним. Подробнее...
В 1933 г. были выделены курсы латинского и немецкого языков. С 1938 г. к немецкому языку добавились английский и французский. Были назначены заведующие курсами, введены зачеты и экзамены, увеличено количество часов. Курс латинского языка возглавил Николай Павлович Лепорский (1933-1944), который до этого времени работал на рабфаке, существовавшем при институте. Николай Павлович окончил Петербургский педагогический институт историко-филологический факультет (1911 г.).
Заведующими курсом иностранного языка были: А.И. Штейн-Сокольская (1933-1935 гг.), В.Ф. Трнка (1935-1937 гг.), Ф.Ф. Дик (1937-1940 гг.), Б.К. Лях (1940-1942 гг.), Я.И. Валл (1942-1944 гг.).
В годы Великой отечественной войны в связи с мобилизацией преподавателей в РККА произошла реорганизация курсов в кафедру иностранных языков, которую возглавил Н.П. Лепорский (1944-1956 гг.). Кафедра не имела своих учебных комнат. Занятия проводились в помещениях других кафедр. В преподавании дисциплин уделялось особое внимание изучению военной терминологии, организации самостоятельной работы и контролю знаний. 
После войны произошло разделение кафедры на кафедру латинского языка и кафедру иностранных языков, которые по-прежнему не имели своих помещений.
В середине 50-х годов произошло слияние кафедр и вновь организованную кафедру иностранных языков после Н.П. Лепорского принял исполняющий обязанности заведующего кафедрой Яков Иванович Валл  (1956-1959 гг.), который окончил Свердловский педагогический институт факультет английского языка в 1957 г. Для кафедры были выделены 2 учебных комнаты и ассистентская в патолого-анатомическом корпусе и дана штатная единица – лаборант. На эту должность была принята Жирунова Наталья Васильевна.
В 1960 году кафедру возглавил Василий Данилович Казаков – участник ВОВ, получивший 6 правительственных наград. После войны он окончил Киевское военно-медицинское училище, затем – Омский педагогический институт факультет английского языка. Преподавателями кафедры было составлено 8 учебно-методических пособий: словари, сборники разговорных тем, упражнений. Если учебно-методическая и «идейно-воспитательная» работа кафедры выходила на высокий уровень, то научно-исследовательская деятельность преподавателей ограничилась сдачей кандидатских экзаменов и выступлением с докладами на учебно-методических конференциях и соответствующими статьями.
В 1979 кафедру возглавила Аржаева Нелли Григорьевна и продолжила работу, начатую ее предшественниками. Основной целью обучения иностранным языкам оставалось практическое овладение языком, т.е. умение читать оригинальную литературу по специальности с целью получения информации, умение вести беседу, делать сообщения и понимать иностранную речь на слух на базе изученного языкового материала. Обращалось внимание на интегрирование курса иностранного языка с курсом латинского языка при обучении медицинской терминологии. Усилия кафедры направлялись на адаптацию первокурсников к условиям вуза, профессиональную ориентацию преподаваемого иностранного языка. В связи с изменением программы занятия по иностранному языку стали проводиться на первом и втором курсах. Преподавателями кафедры было составлено около 30 учебно-методических пособий, направленных на достижение программных целей обучения, которым была подчинена и внеаудиторная работа.
С начала 80-х годов и до настоящего времени кафедра иностранных языков располагается в учебном корпусе № 6 по адресу ул. Спартаковская 9 и имеет в своем распоряжении 8 учебных комнат, лаборантскую, ассистентскую и кабинет зав. кафедрой. Были оборудованы два лингафонных кабинета и класс программированного контроля. Приобретены диапроектор, кинопроектор, электрофон, магнитофонные приставки и магнитофоны. В учебном процессе использовались учебные фильмы, диафильмы, слайды, электростенды, тематические наглядные пособия, многие из которых готовились преподавателями кафедры. 
В 1997 заведующим кафедрой стал Михаил Владимирович Моисеев – кандидат филологических наук, доцент. Его научные интересы повлияли на деятельность кафедры: уделялось больше внимания лингвокультурному аспекту, который, наряду с проблемами перевода, стал предметом обсуждения на межвузовских учебно-методических семинарах. М. В. Моисеев инициировал организацию фестиваля студенческого творчества на иностранных языках.
Михаил Владимирович повлиял на состояние научно-исследовательской работы кафедры, помогая преподавателям в выборе направления исследования. Так, в 2002 г. была защищена диссертация «Формирование речевой компетентности будущих врачей в процессе обучения иностранному языку» (специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования) Мусохрановой М.Б., которая пришла на кафедру в 1995 г. и  преподавала французский и латинский языки.
После перехода М. В. Моисеева  на заведование кафедрой английской филологии в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (2003) зав. кафедрой была назначена  М.Б. Мусохранова. Ею была разработана концепция,  направленная на использование возможностей кафедральных учебных дисциплин для формирования профессионального качества будущих врачей – речевой компетентности (что говорю?, как говорю?, кому говорю? и с какой целью говорю?). Опосредованная преподаваемой терминологией включенность в медицинскую практику (совместная работа с Врачами над пособиями, беседы с врачами, посещение лечебных учреждений с целью наблюдения общения на уровне врач-врач, врач-вспомогательный мед. персонал, врач-пациент и его окружение), обусловила необходимость исследования понятия «термин», что привело к докторской диссертации «Терминогенез медицины как социально-философская проблема» (специальность 09.00.11 – Социальная философия). Написанию диссертации способствовало также участие в двух международных грантах Tempus ОмГМА. Итогом сотрудничества с профессором университета Люксембурга С. Эрхарт стало учебное пособие по французскому языку; средневековые трактаты, современные исследования, хранимые в  университетской библиотеке медицинского факультета Страсбургского университета, работы франкоязычных авторов вошли в источниковую базу монографии «Терминогенез: летопись медицины в социально-философском контексте» (2012). Результаты диссертационных исследований М.Б. Мусохрановой легли в основу курса лекций «Терминогенез медицины». М.Б. Мусохранова руководит студенческим научным кружком по медицинской терминологии.
Таким образом, кафедра постепенно стала выходить на понимание пропедевтической роли языковых дисциплин в медицинском образовании, контекстуально выраженной в программных документах, содержании пособий, исследованиях. Эта роль имеет корни, уходящие в древние культуры, которые в большинстве своем прекратили свое историческое существование, оставив в качестве наследия слова – имена реальных объектов, заимствованные следующей культурой. Если греко-латинская терминология с элементами грамматики латинского языка устанавливает связь термина с реальным объектом, формируя логику суждения о конкретном объекте (терминологическая грамотность), то в работе с иноязычными медицинскими текстами формируются навыки адекватного употребления медицинской терминологии в речи (коммуникативно-информационная деятельность). С этой целью был введен в преподавание метод тезаурусостроения, направленный на формирование понимания студентами преемственности языков и мировоззренческого аспекта медицинских терминов.Значимость пропедевтической роли языковых влияет на содержание статей и докладов, с которыми выступали преподаватели на конференциях различного уровня. 
Кафедра  ежегодно организует ставший традиционным  фестиваль студенческого творчества «Симфония языков» и с 2011 года приобрел статус межвузовского, поскольку в нем принимают участие студенты омских  вузов города.   Фестиваль проходил на базе колледжа ОмГМУ.
Студенты также активно принимают участие в конференцим  по медицинской терминологии, которая сменила Латинофонию (2005-2009гг.), с 2013 года она  проводилась  под названиями «Мировоззренческий аспект терминов»  и  «Терминология в профессии». Последние несколько лет конференция проходит в рамках НОМУС.
 
 
С 2003 г. по настоящее время зав. кафедрой является Мусохранова Маргарита Борисовна, кандидат педагогических наук, доктор философских наук, доцент.  В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: Формирование речевой компетентности будущих врачей в процессе обучения иностранному языку; в 2012 году – докторскую диссертацию по теме: Терминогенез медицины как социально-философская проблема.Основные научные интересы связаны с терминогенезом языка медицины.