13.02.2025
Состоялось заседание Омской региональной общественной организации «Омский совет ректоров»

21 февраля отмечается День фельдшера в России. Эти незаменимые специалисты работают в каретах скорой помощи, в стационарных фельдшерско-акушерских пунктах сельской местности или в кабинетах неотложной доврачебной помощи при поликлиниках, в аэропортах, на вокзалах, в здравпунктах различных учреждений. О том, что отличает совре
менного фельдшера, рассказывает Ирина Владимировна Дулева, заведующий отделением «Лечебное дело» колледжа ОмГМУ.

– Ирина Владимировна, как давно колледж выпускает фельдшеров? Может, счет идет уже поколениями?
– Отделение «Лечебное дело» является старейшим в колледже ОмГМУ. Его история начинается с 1925 года, когда впервые при Петербургской медицинской академии была организована школа военных лекарских помощников – впоследствии Ленинградское Военно-медицинское училище им. Н.А. Щорса. В 1941 году училище было эвакуировано в Омск, где осуществлялась подготовка военных фельдшеров – непосредственных помощников врача в проведении лечебно-профилактических мероприятий, а также в организации и проведении военно-медицинской подготовки и санитарного просвещения. После Великой Отечественной войны в 1957 году после реорганизации училище стало гражданским – Омским медицинским училищем № 3 республиканского подчинения. Первыми «гражданскими» абитуриентами стали 384 человека, из которых 325 студентов получили дипломы фельдшеров. Таким образом, подготовка средних медицинских работников по специальности «Лечебное дело», квалификация «фельдшер», в нашем колледже проводится уже почти сто лет. Мы гордимся каждым своим выпускником! Ведь они выбрали важную и нужную профессию – помогать людям! Кроме того, часть ребят после окончания колледжа получают высшее образование, в том числе медицинское, и занимают высокие руководящие должности, становятся кандидатами и докторами медицинских наук. После окончания колледжа наши выпускники трудоустраиваются в Омской области и в других регионах нашей большой страны от Калининграда до Владивостока, кто-то уезжает в такие страны, как Германия, Казахстан, Израиль.
– Что, на ваш взгляд, мотивирует пойти в профессию?
– В первую очередь, желание оказывать реальную помощь людям. Фельдшер – это не просто медицинский работник, это человек, который часто первым оказывает помощь больным и пострадавшим. Именно фельдшеры скорой помощи приезжают первыми на место происшествия, оказывают экстренную помощь, стабилизируют состояние пострадавших перед госпитализацией. В настоящее время в составе линейных бригад скорой помощи в городе Омске и Омской области 80% – это фельдшеры. Очень ответственная работа, требующая от специалистов знаний и навыков, развитой профессиональной интуиции в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, умения быстро принимать решения, выполнять различные сложные диагностические и лечебные манипуляции.
- Кому вы можете порекомендовать профессию? Какими качествами должен обладать будущий специалист?
– Работа фельдшера предполагает наличие экстренных и сложных ситуаций, в которых нужно действовать профессионально, быстро и хладнокровно. Это не только профессия, но и образ жизни. Такие специалисты находятся в постоянной готовности к оказанию скорой помощи другим людям.
Фельдшер должен быть коммуникабельным, обладать терпением, вниманием и тактом по отношению к своим пациентам. Для того, чтобы успешно реализовать себя в профессии, необходимо наличие таких качеств, как вежливость, способность к эмпатии, внимание к деталям, аналитический склад ума, собранность, умение работать в команде. Хороший фельдшер должен обладать базовыми знаниями в области психологии, чутко реагировать на настроение пациента, сохраняя при этом профессиональную дистанцию, уметь поддержать пациента, находящегося в подавленном состоянии.
– Какой вектор развития карьеры может выбрать тот, кто получил профессию фельдшера?
– В современном мире профессия фельдшера становится все более важной. С учетом возрастающего числа чрезвычайных ситуаций, аварий и других непредвиденных происшествий роль экстренных медицинских работников трудно переоценить. Эта профессия привлекает молодых специалистов более коротким сроком обучения, чем у врачей, и своей востребованностью – у фельдшеров нет сложностей с трудоустройством. Из-за широкой специализации фельдшер может работать на фельдшерско-акушерском пункте, на скорой помощи, в поликлиниках, детских садах и школах, медицинских пунктах промышленных предприятий. Фельдшер – это специалист со средним профессиональным образованием, при этом выполняет задачи широкого спектра, в том числе управленческие.
– Расскажите о будущем профессии в свете появления программы «Профессионалитет».
– В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет», основная цель которого синхронизировать образовательный процесс в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики. «Профессионалитет» – это образовательная программа в колледжах, которая позволит стать высококвалифицированным специалистом на ведущем предприятии своего региона. В процессе обучения студенты будут проходить практическую подготовку в медицинских организациях нашего города. Проект закрепляет связь «образовательное учреждение – работодатель», что позволяет привлечь потенциального работодателя на всех этапах подготовки кадров, реализовать практичный подход к получению профессии.
В Омской области по направлению «Клиническая и профилактическая медицина» создан кластер «ОмскМедСПО», который объединяет медицинские образовательные организации нашего региона. Наш колледж вступил в эту программу по специальности «Лечебное дело». Учитывая, что проект предусматривает сокращение сроков обучения, важным является сохранение качества подготовки, и тут важную роль играет изменение форматов и подходов к обучению. Активное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения, повышение требований к профессиональной компетентности медицинских работников определяют необходимость усиления практического аспекта подготовки специалистов. Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового и этического характера делают имитационные (симуляционные) технологии обучения одними из самых важных в процессе преподавания в медицинской образовательной организации. В процессе обучения на базе колледжа ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре обучающиеся отрабатывают навыки на современном технологичном оборудовании. Структура симуляционного центра максимально имитирует медицинскую организацию. Кроме того, на базе мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра проводятся мастер-классы с привлечением работодателей в качестве экспертов. Уровень подготовки выпускников не будет вызывать сомнений, так как они приходят к работодателю, который их знает и в равной степени ответственен за качество подготовки своих потенциальных кадров.
Таким образом, итогом нашей совместной работы станет подготовка молодых специалистов для практического здравоохранения города Омска и Омской области.
Пресс-служба ОмГМУ