17.12.2025
В Доме журналистов состоялась пресс-конференция «Новогодняя травма: как избежать беды»
17.12.2025
Мастер-классы профориентационного проекта педиатрического факультета «Мобильная лаборатория юного ученого»
10.10.202210 октября – Всемирный день психического здоровья. Он был установлен в 1992 году и отмечается с цель
ю повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.
ю повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.О том, что скрывается за понятием «психическое здоровье», какие факторы оказывают на него влияние, как профилактировать психические расстройства, рассказывает Григорий Михайлович Усов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии ОмГМУ.
– Психическое здоровье, как, впрочем, и общее здоровье человека, определяется через отсутствие соответствующих болезненных расстройств, – рассказывает Григорий Михайлович. – В психиатрии зачастую используется понятие «психическая норма», при этом общепринятого определения нормы нет, но существуют общемедицинские представления как некая статистическая данность.
В психиатрии не принято обсуждать норму, здесь главный предмет осмысления – психические расстройства.
– Психическое расстройство – это понятие консенсусное, – продолжает заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии ОмГМУ. – Психиатрическое сообщество договорилось между собой о значении тех или иных понятий и состояний, а выражением этой договоренности является V класс Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в который включены психические расстройства и расстройства поведения. Следовательно, диагноз психического расстройства ставится по международным критериям, которые представлены в МКБ-10.
Каждый ли человек предрасположен к психическим расстройствам?
– Любому психически здоровому человеку свойственна рефлексия, то есть умение и способность посмотреть на себя со стороны, попытаться оценить себя критически, – рассказывает Григорий Михайлович. – Разные психические расстройства имеют разную психическую распространенность. В современной культуре эталоном безумия является шизофрения. Французский психиатр Жан Гаррабэ, в связи с этим, назвал XX столетие «веком шизофрении», XXI век наследует эту традицию. На самом деле шизофрения, даже по самым смелым оценкам, имеет распространенность около 1% населения планеты, и выявляются от силы 2/3 случаев. При этом есть психические расстройства, которые встречаются часто – это депрессия, тревожные расстройства и т.д. Дело том, что тревога и сниженное настроение – это эмоции, которые переживает и здоровый человек, то есть у нас есть биологический и физиологический фундамент для развития данных заболеваний.
Прижизненная распространенность депрессии варьируется в пределах 15-17%. Это не значит, что каждый седьмой человек болеет – вовсе нет! Это означает, что в течение жизни каждый седьмой столкнется с состоянием, которое отвечает диагностическим критериям депрессии хотя бы легкой степени. И есть небольшая категория людей, для которой это настоящая психиатрическая проблема. По тревожным расстройствам прижизненная распространенность – около 20%.
Многим ли приходится сталкиваться с депрессией или тревогой?
– Сталкиваться с симптомами депрессии или тревоги приходится очень многим, – говорит Григорий Михайлович. – Депрессия и тревога могут проявляться на додиагностическим уровне. Очень показательна была ситуация с COVID-19. Как только ВОЗ объявила о начале пандемии, во многих странах начали вводиться ограничения, появилась удаленная работа, усилилась неопределенность, неуверенность в материальном положении. Практически сразу появились данные о том, что уровень тревожности и депрессивности подскочил практически вдвое. Это не значит, что в мире увеличилось количество людей, страдающих депрессией или тревожными расстройствами. Появилась проблема – появилась и адекватная на нее реакция. По мере разрешения ситуации снизилась и интенсивность переживаний.
За последние 20 лет психиатрия и психиатрические знания приобрели невиданную ранее популярность. Если в начале 2000-х годов все знали лишь о депрессии и гораздо реже о деменции, то сегодня в широкий обиход вошло слово «биполярочка», означающее биполярное расстройство; люди свободно стали употреблять термины «пограничное расстройство личности», «обсессивно-компульсивное расстройство» и т.д.
– Уровень психиатрической осведомленности населения за последние годы существенно вырос, – признает Григорий Михайлович. – Именно поэтому люди начинают беспокоиться и искать симптомы психических расстройств у себя, однако в большинстве случает страхи не имеют под собой почвы. Точно также человек может тревожиться по поводу наличия соматического заболевания. Психическое здоровье вызывает больше опасений, поскольку психиатрия, как кажется, связана с сакральными, тайными знаниями, недоступными многим.
В настоящий момент в диагностике психических расстройств все больше внимания уделяется оценке влияния психического расстройства на уровень социального функционирования человека. Психическое расстройство в медицинском смысле – болезнь, а любая болезнь нарушает адаптивные свойства человека, связанные с выполнением социальных ролей и обязанностей.
Как профилактировать психические расстройства?
– Здесь надо сказать о природе психических заболеваний, – говорит Григорий Михайлович. – Психиатрия исследует феномены, которые локализуются в нашей психике, при этом они все опосредованы через работу мозга. Поэтому психиатрия – естественно-научная дисциплина. Для психиатра высказывания больного, его ответы на вопросы, наблюдения за пациентами – это такая же объективная реальность, как терапевта – рентгенограмма или анализ крови. Мы оцениваем нарушения психических процессов, проявляющиеся через поведение, речь, эмоции, мышление, восприятие, память.
По своему происхождению психические расстройства являются мультифакториальными, они имеют наследственную предрасположенность. В этом плане они идентичны большинству других хронических заболеваний: сердечно-сосудистым, ревматическим, эндокринным и т.д. По сути, вся современная медицина – это медицина хронических заболеваний, развивающихся в силу наследственной предрасположенности. И к единой причине возникновения они несводимы. Работа с наследственной предрасположенностью – это управление рисками. По сути, вакцинопрофилактика тоже направлена на управление рисками. Вакцинация не дает абсолютной защиты, но снижает вероятность заражения и развития неблагоприятных исходов инфекционного заболевания. Профилактика психических расстройств – такое же управление рисками. Наследуется предрасположенность, однако проявится она далеко не в 100% случаях, а, скажем, при действии дополнительных внешних факторов. Сегодня известны гены, отвечающие за развитие психических расстройств, а также количественно рассчитано соотношение рисков при наличии у конкретного человека каждого из них. Воздействовать на генетические факторы практически нереально, а вот на внешние или пусковые факторы – можно. Управление внешними провоцирующими факторами сводится к известной всем аббревиатуре – ЗОЖ.
Здоровый образ жизни предполагает регулярную физическую и умственную нагрузку, правильное питание, контроль сердечно-сосудистых факторов риска. Все это позволяют человеку быть более устойчивым к стрессу.
– Мы можем влиять на риски и снижать их, – утверждает Григорий Михайлович. – В этом и заключается профилактика: в умении понимать риски и работать над снижением их влияния. Психическое здоровье критически значимо для качественной жизни человека и заботиться о нем надо не менее пристально, чем о соматическом благополучии.
Пресс-служба ОмГМУ