Высокая востребованность на рынке труда и вместе с этим недостаточный престиж профессий – всё это традиционные характеристики отрасли среднего профессионального образования (СПО).
В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет», способный в корне изменить текущую ситуацию. Профессионалитет – федеральный проект, цель которого – синхронизировать образовательный процесс в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики. Принципиально меняется подход к управлению колледжами – вместо регионального оно становится отраслевым. Проект закрепляет связь «образовательное учреждение – работодатель», что позволяет привлечь потенциального работодателя на всех этапах подготовки кадров, реализовать практичный подход к получению профессии.
Активное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения, повышение требований к профессиональной компетентности медицинских работников определяют необходимость усиления практического аспекта подготовки специалистов. Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового и этического характера делают имитационные (симуляционные) технологии обучения одними из самых важных в процессе преподавания в медицинской образовательной организации.
Именно поэтому на базе колледжа ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России 16 сентября 2013 года был открыт мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр.
Обучающиеся отрабатывают навыки на современном технологичном оборудовании, точно таком же, как и на производстве.
Структура симуляционного центра максимально имитирует медицинскую организацию. В итоге, когда выпускник приходит на производство, ему не нужна адаптация и время на знакомство с оборудованием.
В рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» предусмотрено создание образовательно-производственных кластеров, которые являются площадкой тестного взаимодействия колледжа с организациями реального сектора экономики.
Учитывая, что проект предусматривает сокращение сроков обучения, важным является сохранения качества подготовки, и тут важную роль играет изменение форматов и подходов к обучению.
Ключевой принцип Профессионалитета – интегративно-коллаборативный подход, максимальное сближение с рабочими процессами и интеграция требований и производственных норм потенциальных работодателей.
С этой целью на базе мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра проводятся мастер-классы с привлечением работодателей в качестве экспертов. В итоге уровень выпускников не будет вызывать сомнений, так как они приходят к работодателю, который их знает и в равной степени ответственен за качество подготовки своих потенциальных кадров.
В итоге, когда выпускник приходит на производство, ему не нужна адаптация и время на знакомство с оборудованием, корпоративными ценностями организации, его не нужно переучивать.