12.12.2025По инициативе проректора по последипломному образованию и цифровой трансформации Колчина Андрея Сергеевича с 27 ноября по 4 декабря 2025 года на базе симуляционного центра ОмГМУ и кафедры педагогики и психологии ДПО были организованы курсы повышения квалификации преподавателей клинических кафедр по теме «Педагогические основы деятельности преподавателя в симуляционном центре» (ситуационное обучение).
Целью данных курсов было привлечение преподавателей к использованию учебных площадей и оборудования мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, подготовка к работе по симуляционным технологиям, внедрение в учебные программы клинических дисциплин фантомно-симуляционных тренингов для студентов, что не только повышает интерес к обучению, но и дает возможность неоднократно выполнить любую медицинскую манипуляцию или диагностическую процедуру без риска для больного, а в дальнейшем уверенно применить свои навыки во время производственной практики и профессиональной деятельности.
В ходе погружения в материал у слушателей курсов (представители кафедр поликлинической терапии и внутренних болезней; внутренних болезней и семейной медицины ДПО; госпитальной терапии, эндокринологии) сформировалась система компетенций, необходимых для использования симуляционных технологий в подготовке студентов и врачей (в системе дополнительного профессионального образования), мотивация к использованию симуляций при проведении практических занятий.
Преподаватели-организаторы курсов: Гетман Наталья Александровна, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, к.п.н., доцент и Клементьев Алексей Владимирович, директор мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, к.м.н., доцент на протяжении всех занятий формировали знания и представления о специфике симуляционных технологий, показали на практике способы использования разнообразных фантомов, муляжей, тренажеров, виртуальных симуляторов и других технических средств обучения, которые позволяют с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников и условия их эффективной реализации, так же могут активно использоваться в работе со студентами. Использование симуляторов, манекенов, фантомов и муляжей позволяет не только овладеть различными врачебными навыками каждому студенту, но и выработать умение взаимодействовать друг с другом и работать в одной команде, моделируя реальные условия. Возможность многократного повторения одного и того же сценария позволяет доводить овладение навыками до автоматизма.
В ходе проведения курсов преподаватели разработали карты занятий (с описанием брифинга и дебрифинга по клиническим ситуациям). Была изучена концепция симуляционного обучения в системе медицинского образования в РФ, рассмотрены виды обучения в симуляционном центре. В результате организованного мозгового штурма были обозначены основные точки роста и проблемы подготовки преподавателей для работы в симуляционном центре.
Активное участие в работе курсов приняли преподаватели кафедры педагогики и психологии ДПО: и.о. зав. кафедрой Лонская Лариса Владимировна, к.п.н., доцент и Педан Татьяна Николаевна, к.п.н., доцент.
Опрос участников курсов показал большую заинтересованность преподавателей в организации учебного процесса клинических кафедр на базе симуляционного центра. Были поставлены перспективные задачи по внесению изменений в рабочие программы клинических дисциплин.
Гетман Н.А., доцент кафедры педагогики
и психологии ДПО, к.п.н., доцент



