За время руководства кафедрой (1967 -1997 гг.) академиком Леонидом Васильевичем Полуэктовым сформировалась научная школа Омской хирургии.
Основные направления научных исследований Л.В. Полуэктова находились в области хирургической гастроэнтерологии - патогенез демпинг-синдрома с позиций пристеночного пищеварения, рак и полипоз оперированного желудка. Леонид Васильевич внес крупный вклад в разрешение проблем повторных реконструктивных операций на желудке и пищеводе с помощью сшивающих аппаратов. Им проведены научные изыскания по применению эндоскопических методов диагностики и лечения некоторых осложнений после операций на желудке в раннем послеоперационном периоде.
В своих работах по моторной функции желудка Л.В. Полуэктов открыл явление высокопроизводительного вращательного спиралевидного продвижения химуса по желудочно-кишечному тракту, которое обеспечивается как анатомическими, так и топическими особенностями органов, составляющих желудочно-кишечный тракт.
Большую значимость имеют научные изыскания Л.В. Полуэктова в сфере использования криодеструкции и лазерной коагуляции части печени для обратного развития цирроза этого органа. Проведены фундаментальные исследования по использованию гемосорбентов с целью детоксикации организма при септическом шоке и перитоните. В работах по проблеме лечения заболеваний печени и желчного пузыря освещены вопросы современной диагностики и радикальных оперативных вмешательств при опухолях и паразитарных заболеваниях печени.
В своих работах по моторной функции желудка Л.В. Полуэктов открыл явление высокопроизводительного вращательного спиралевидного продвижения химуса по желудочно-кишечному тракту, которое обеспечивается как анатомическими, так и топическими особенностями органов, составляющих желудочно-кишечный тракт.
Большую значимость имеют научные изыскания Л.В. Полуэктова в сфере использования криодеструкции и лазерной коагуляции части печени для обратного развития цирроза этого органа. Проведены фундаментальные исследования по использованию гемосорбентов с целью детоксикации организма при септическом шоке и перитоните. В работах по проблеме лечения заболеваний печени и желчного пузыря освещены вопросы современной диагностики и радикальных оперативных вмешательств при опухолях и паразитарных заболеваниях печени.
Целый ряд работ Л.В. Полуэктова посвящен лечению сердечно-сосудистой патологии: внедрению в повседневную хирургическую практику операции на аорте и ее ветвях, оперативным вмешательствам при атеросклеротическом поражении подвздошных артерий нижних конечностей.
Значителен вклад Леонида Васильевича и его учеников в разработку проблем хирургического лечения врожденных и приобретенных пороков сердца.
Леонид Васильевич - автор более 400 научных работ, в том числе 8 монографий. Основные публикации: «Сравнительная оценка лечения прободных язв желудка и 12-перстной кишки методом ушивания и резекции желудка» (1959), «Сравнительная оценка ближайших и отдаленных результатов консервативного и оперативного лечения больных холециститом» (1964), «Механический танталовый шов при оперативном лечении рака и полипоза культи желудка» (1965), «Прогнозирование течения послеоперационного периода у больных холециститом с помощью ЭВМ2 (1973), «Демпинг-синдром как кризис пищеварительно-транспортной динамики» (1976), «Механический шов при повторных операциях на желудке и пищеводе» (1976), «Интраоперационная пероральная гастродуоденоскопия» (1980), «Сочетанные операции в хирургии брюшной полости» (1981), «Эндоскопическая диагностика осложнений после операции на желудке» (1981), «Пищеварение в тонкой кишке после резекции желудка и экономной резекции с ваготомией» (1982), «Влияние гемосорбции на уровень полипептидов средней молекулярной массы и гуморальный иммунитет у больных перитонитом» (1988), «Результаты хирургического лечения врожденных пороков сердца бледного типа в условиях непрофузной гипотермии (31-25°)» (1988), «Экстракорпоральная детоксикация организма и В-система иммунитета при остром перитоните» (1989), «Токсикопатогенез перитонита» (1994), «Хирургическое лечение пороков клапанов сердца» (2000). Л.В. Полуэктов - обладатель 17 авторских свидетельств, 4 патентов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУДЯ «ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ»
Аннотация. Цель исследования: повышение уровня сформированности профессиональных компетенций за счет внедрения в практику преподавателя технологии «Перепутье». Материал и методы: технология «Перепутье» рассчитана, на четыре стандартных академических часа. В основе разработанной нами технологии формирования профессиональных компетенций лежат принципы проблемно-ориентированной технологии и методики применения ситуационных задач. Исследование проведено среди студентов 4 курса педиатрического факультета (n=121), обучавшихся в рамках модуля «Факультетская хирургия» в осеннем семестре 2017-2018 учебного. В качестве прогнозируемого результата была взята профессиональная компетенция (ПК-5). Для оперативного контроля динамики формирования компетенции (ПК-5) применен анализ с использованием стандартного фонда оценочных средств. Результаты: по завершению эксперимента высокий уровень знаниевого компонента выявлен у 52,9%, умений – 67,8%, навыков – 56,2%. Низкий уровень знаний, умений и навыков - у семи студентов (4,2%), которые были не допущены к экзамену в связи с академической задолженностью, одна студентка не смогла правильно решить набор «типичных» ситуационных задач и во время пересдачи промежуточной аттестации. Заключение: «Перепутье» позволяет развить способность нестандартно мыслить, что позволяет успешно применить в практической деятельности полученные знания, умения и навыки.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, ситуационные задачи.
Введение. Качество современного образования определяется приобретением профессиональной компетентности, которая позволит решать задачи и проблемы профессиональной деятельности с использованием обобщенных знаний, умений, профессионального и личностного жизненного опыта [1, 2]. Подготовка к профессиональной деятельности специалистов-педиатров регламентируется ФГОС ВПО по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 853[3]. Новые требования к образованию компетентных специалистов в педиатрии диктуют использование новых подходов и технологий образования [4]. Эффективность познавательной деятельности студентов зависит от педагогической обоснованности тех средств, которые используются в процессе формирования молодого специалиста в совокупности его интеллектуальных, профессиональных и личностных качеств [5]. Учебный процесс организованный в рамках интерактивного обучения осуществляется путем постоянного, активного взаимодействия всех учащихся, что положительно влияет на конечный результат [6,7]. Наиболее часто применим «Мозговой штурм» с решением ситуационных задач[8]. Однако, «статичность» рассматриваемой ситуации и ограниченность количества реализованного тренинга, в рамках дефицита учебного времени диктуют необходимость поиска и внедрения новых технологий деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Цель исследования. Повышение уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «Факультетская хирургия» за счет внедрения в практику преподавателя технологии «Перепутье».
Материал и методы. В исследование вошли 121 студент 4 курса педиатрического факультета, обучавшихся на кафедре «Факультетской хирургии, урологии» ОмГМУ в рамках модуля «Факультетская хирургия» в осеннем семестре 2017-2018 учебного года. Критерии включения: добровольное согласие студента на включение в исследование.
Аудиторный сегмент технологии «Перепутье» рассчитан, на четыре стандартных академических часа и включает 4 этапа: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, практический. Именно содержательно-деятельностный этап является отличительной чертой предложенной технологии. Теоретический материал представляется в виде интерактивных презентаций по заданной теме, подготовленных студентами в рамках внеаудиторной работы. Практико-ориентированный сегмент технологии «Перепутье» реализовался по схеме в виде «дорожной карты».
Первый лист «дорожной карты» представляет ситуационную задачу, решить которую предстоит всей группе (расширенный консилиум), на базе совместного обсуждения принимается наиболее правильное, по мнению коллектива, решение поставленной задачи. Председательствует на консилиуме обычно наиболее авторитетный и уважаемый из приглашенных специалистов. Модератором выступает староста группы. Обобщается и резюмируется мнение всех участников консилиума с формированием решения поставленной задачи. Далее, группа делится на три подгруппы, каждой из которых выдаются варианты развития ситуационной задачи, вытекающие из решения первого листа «дорожной карты». Моделируемая ситуация может быть отождествлена с реально существующим малым консилиумом, проводимым группой высокопрофессиональных специалистов из трех человек, по поводу сложного клинического случая. Каждая из подгрупп, решив свою задачу, получает ещё три варианта дальнейшего развития ситуации. В итоге каждый член группы получает свою ситуационную задачу, что позволит показать личные знания, умения, навыки и будет способствовать формированию заданной компетенции.
В качестве прогнозируемого результата была взята профессиональная компетенция (ПК-5) [3]. Формулировка ПК-5: готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
Для оперативного контроля динамики формирования компетенции (ПК-5) применен анализ с использованием стандартного фонда оценочных средств. Методы контроля качества формирования компетенции: при вхождении в педагогический эксперимент: знания - тесты, позволяющие определить междисциплинарные связи по формированию остаточных знаний; умения – простейшие ситуационные задачи доклинического уровня; навыки – владение простейшими мануальными способами обследования пациента. По завершении педагогического эксперимента: знания - тесты, разработанные на кафедре, с углубленным знанием изучаемых нозологий; умения – типичные ситуационные задачи, разработанные на кафедре, с углубленным знанием изучаемых нозологий; навыки – владение способами обследования, курация пациента с хирургическими заболеваниями, оформление учебной истории болезни.
Результаты. Получены значимые различия до и после эксперимента по уровню сформированности знаний, умений и навыков ПК-5: (рис. 2). При этом хотелось бы отметить достаточно высокий уровень «остаточных» знаний у 78 студентов, обеспеченный изучением анатомии, гистологии, физиологии.
А Б В
Рис. 2. Динамика уровня сформированности знаний (А), умений (Б) и навыков (В) ПК-5 у студентов 4 курса педиатрического факультета в осеннем семестре 2017-2018уч.г.
Низкий уровень сформированности умений ПК-5 по окончании эксперимента выявлен у семи студентов, которые были не допущены к экзамену в связи с академической задолженностью, одна студентка не смогла правильно решить набор «типичных» ситуационных задач и во время пересдачи промежуточной аттестации. Это связанно с объективной причиной, которой явилось большое количество пропусков практических занятий, где и формировались (в том числе и при помощи предложенной технологии) искомые умения.
После освоения модуля «Факультетская хирургия» отмечается значительный рост навыкового компонента формируемой профессиональной компетенции (ПК-5), как в пороговом - 46 студентов, так и в повышенном – 68 студентов сегментах. Это обусловлено не только приобретением навыков диагностического и лечебно-профилактического профиля, но и приобретением опыта по их применению. Низкий уровень сформированности навыков по окончании эксперимента принадлежат все тем, же семи студентам, допустившим большое количество пропусков практических занятий.
Обсуждение. В основе разработанной нами технологии лежат принципы проблемно-ориентированной технологии и методики применения ситуационных задач. Она позволяет формировать коммуникационную составляющую, развивает лидерские и способность вырабатывать наиболее правильное коллективное решение, сохраняя при этом индивидуальность. Представленная технология позволяет максимально приблизить обучаемых к действительности, формируя коммуникативные навыки коллективной работы, а также постоянную психологическую готовность к различным вариантам развития заданной ситуации, в отличие от применяемых в образовательном процессе типичных ситуационных задач и «кейсов».
Выводы. На основании проведенного исследования уровень знаний, умений и навыков в «повышенном» сегменте формирования ПК существенно вырос. Разработанная технология «Перепутье» позволяет развивать у студентов навыки по нахождению множества разных вариантов решения при одних и тех же условиях и применять полученные навыки на практике, аккумулируя опыт для будущей работы в выбранной профессии.